На первом этапе строительства автомобильных дорог производится проектирование будущего участка. На этом этапе происходит топографическая съемка и разбивка на участки строительства. Далее следует анализ участков строительства, который осуществляется геодезистами. Они проводят анализ грунта, рельефа местности.
На следующем этапе строительства автомобильной дороги происходит подготовка участков строительства. В первую очередь происходит выравнивание рельефа будущей дороги. Чаще всего это делается возведением песчаной насыпи, при чем каждый слой тщательно утрамбовывается, для обеспечения надежной основы.
Параллельно с выравниванием рельефа происходит устройство водоотвода и вспомогательных коммуникаций. Водоотвод нужен для отведения воды, как можно дальше от будущего полотна автодороги.
Затем следует укладка «подушки». Это делается для обеспечения амортизирующих свойств дорожного покрытия и увеличения службы дроги в целом.
После подушки происходит укладка щебня. Он служит базальтовым слоем дороги, легко выдерживая многотонное механическое воздействие.
В самом конце происходит укладка финишного покрытия. Современные технологии позволяют класть дорожное покрытие очень быстро и гарантировать высокое качество дорожного полотна.
Критерии из которых складывается цена на 1 километр дороги:
- рельеф местности
- характеристики дороги: ширина, разделители, обочины, повороты
- окружающая инфраструктура
- количество подготовительных работ
- наличие природо — охранных зон
- регион строительства дороги
Также автодорога различается по категориям:
- I — Автомагистраль. Не менее 4-ёх полос шириной 3,75 м. Примыканея других полос на одном уровне отсутствуют.
- II — Скоростная дорога. Отличие от I-категории, возможностью примыкания других полос без пересечения основного полотна.
- III — Дорога обычного типа. Отличается от II, тем что возможно пересекания автомобильных дорог.
- IV — Отличие от III, отсутствием центрально разделителя и допускаемой шириной полос в 3,5 м.
- V — Одна 4,5 метровая полоса.
Согласно министерству транспорта 1 километр дорог в России стоит:
- I категория — 52 286 000 рублей
- II категория — 42 536 000 рублей
- III категория — 37 109 000 рублей
- IV категория — 14 096 000 рублей
- V категория — 11 737 000 рублей
Для сравнения, стоимость 1 километра 4-ёх полосной дороги в других странах:
- Россия — 48 000 000 рублей
- Швеция — 153 000 000 рублей
- Германия — 208 000 000 рублей
- Китай — 226 000 000 рублей
- Канада — 233 000 000 рублей
- США — 270 000 000 рублей
Отчет министерства транспорта говорит о том, что расходы на реконструкцию дороги приблизительно равны стоимости строительства новой дороги. А ремонт 1 километра дороги в среднем равняется 7 000 000 рублей.
На данный момент в России большинство дорог (более 95%) изготовлены из асфальтобетона, он значительно уступает цементобетону по качеству, срокам эксплуатации и частоте обслуживания. Для примера, в Германии цементобетонных дорог около 31%, в США — 35%, в Бельгии — 41%, это позволяет существенно экономить на ремонте и обслуживании дорожного покрытия. Также в России не редко используют устаревшие технологии при строительстве и ремонте дорог. Часто происходят кражи материалов и выделенных средств, из всего этого, цена на 1 километр дороги, на продолжительном отрезке времени, почти равняется затратам на такой же участок за границей, однако качество намного хуже.